Как научить детей порядкуМне много задают вопросов о том, как научить детей порядку и чистоте, поэтому я решила собрать некоторые из частых вопросов в одну статью и ответила на них.

С какого возраста ребенок уже может помогать поддерживать чистоту и порядок?

Для детей до 3 лет порядок – это жизненная потребность. Если вокруг порядок, то им хорошо и они чувствуют себя в безопасности. Именно в самом раннем возрасте и стоит начинать учить детей порядку. Если не помочь приобрести навыки к организации и порядку до 3 лет, то потом будет уже гораздо, гораздо сложнее привить ребенку любовь к порядку или научить наводить порядок.

Сначала мы просто наводим порядок при ребенке. Ни когда он спит, ни когда он гуляет с кем-то другим, а когда он находится рядом. Ребенок должен видеть, как формируется и создается порядок, что делают мама или папа, как они это делают. Не существует какой-то феи порядка, которая взмахивает волшебной палочкой, когда ребенок спит, и порядок возникнет в комнате. Нет! Поддержание порядка – это труд и это действия, требующие время и усилий. Ребенок должен быть рядом с мамой!

 

— Но он же будет мешаться?

— Да, с ребенком чуть сложнее делать что-либо, но стоит понимать, что вы работаете «на будущее».

Сначала прибираете сами, потом вместе с ребенком, а потом ребенок наводит порядок сам при вас, а потом уже самостоятельно. Нельзя пропустить какую-то стадию. Вы говорите ребенку: «Наведи порядок!» А ребенок ничего не делает, но не потому, что он «лентяй», а потому что, он просто не знает:

— что делать?

— что такое порядок?

— и как его навести (создать)?

Поэтому, сначала мы обязательно все показываем ребенку и делаем все с ним неоднократно, а уже потом постепенно передаем ему функцию за функцией со временем, как ребенок взрослеет.

 

Может ли совсем маленький ребенок как-то помочь?

Но вернемся к раннему возрасту. Может ли совсем маленький ребенок как-то помочь? Конечно, сложно ожидать от совсем маленьких детей полноценную помощь, но это не значит, что они не могут ничего. Даже совсем малыши могут вытаскивать белье из стиральной машинки в тазик или наоборот помогать складывать грязное белье в машинку. Кроме того, малыши могут вместе с вами собирать игрушки в ящик или контейнер. Маленькие дети могут протирать что-то тряпочкой.

Для того чтобы малыш приучался помогать вам, купите ему свой небольшой совок и веник, выделите ему свою тряпочку протирать пыль, купите маленькую леечку для полива растений вместе с вами.

Конечно, в самом начале большинство видов помощи будет для ребенка лишь игрой, но и через игру можно многому научиться. А, кроме того, посмотрите на помощь детей с другой стороны: большинство занятий – это замечательные действия для развития способностей и навыков ребят. Если мы обратимся к системе Марии Монтессори, то в ней есть важный пункт, когда мы развиваем ребенка через отработку бытовых действий. Вот некоторые примеры, как можно развить мелкую моторику дома: почистить вареные яйца или картошку, накрыть стол, подмести, протереть что-то тряпочкой, привести в порядок свою обувь. А что это? С одной стороны, это развивающие занятия, а с другой стороны – реальная помощь вам!

Главное, начать вовремя и тогда малыши, маленькие помощники, постепенно превратятся в настоящих, реальных помощников. Конкретный возраст, когда ребенок уже может наводить порядок сам один, я не назову: потому что все дети разные, все семьи разные, этот момент индивидуален.

 

Как приучить ребенка-дошкольника не разбрасывать вещи, вечером прибирать игрушки? Складывать одежду, мыть за собой посуду? Есть ли алгоритм действий для родителей?

Алгоритм действий для родителей будет примерно такой же, как я уже описала выше:

  1. сначала вы показываете ребенку, как и что нужно сделать правильно (сложить одежду, прибрать игрушки, помыть посуду). А для этого у данных вещей должно быть конкретное удобное для детей место хранения, такое, чтобы дети могли легко сами поместить вещь на место. Когда мы разбирали конкретные ситуации, то часто оказывалось, что штанга для одежды ребенка находится высоко для него, а ящик было сложно выдвинуть. Если хотите, чтобы ребенок мыл за собой посуду, то посмотрите, сможет ли ребенок сам открыть кран, взять губку или тряпочку для мытья посуды, сможет ли сам и куда поставить вымытую посуду;
  2. потом ребенок пробует делать все действия при вас. Вы еще раз анализируете и по необходимости реорганизуете хранение или способы сворачивания или алгоритм мытья;
  3. потом ребенок все делает уже сам.

 

Когда вы много, много раз проделываете все вместе с ребенком, а он потом делает это при вас, постепенно вырабатывается привычка.

Если ребенку сложно перейти от этапа, когда вы ему подсказываете, что делать, к самостоятельному этапу, то на этапе перехода продумайте какие-нибудь подсказки. Вы можете вместе с ребенком составить на бумаге чек-лист действий, что сделать и зачем, про что не забыть, или нарисовать алгоритм действий.

Не забудьте также про важность собственного примера. Если мама и/или папа не убирают за собой, не моют сразу посуду, то и ребенок это делать никогда не будет.

А чтобы ребенок не забывал что-то делать каждый день перед сном, то можно попробовать ввести в вашей семье определенные ритуалы. Перед сном все вместе убираете вещи на места, готовите то, что хотите надеть завтра, что взять с собой. Потом умываетесь, чистите зубы, ребенок ложится в кровать, вы читаете ему перед сном книжку.

Вот еще примеры ритуалов: после совместного ужина вместе убираете со стола, когда возвращаетесь откуда-то домой, вместе раскладываете вещи по местам, проверяете обувь, не нужно ли её почистить или помыть и т.п.

 

«Волшебные» фразы, помогающие повлиять на ребенка?

Похвала, но только правильная: вы хвалите не ребенка, а результат и его усилия. Кроме того, вы сами лучше знаете своего ребенка, знаете какой он, что для него важно. И вот на языке его «выгод» можете и разговаривать с ним.

Если он любит играть конструктором, то можете ему сказать, что порядок в комнате позволит легко находить все детали, строить новые интересные конструкции, для поделок будет больше места.

Если ребенку важны друзья или подружки, и они ходят к нему в гости, то можно сделать акцент на том, что порядок сделает комнату уютнее и гостям понравится и им захочется приходить в гости ещё.

Если ребенок маленький, то используйте не слова об уборке, а о том, что нужно найти каждой игрушке свой домик, а когда игра закончилась, то куколки идут в свой домик, машинки в свой гараж, а инструменты доктора в сумочку доктора. Сделайте уборку частью игры.

 

Как повлиять на подростка, чтобы он поддерживал порядок в своей комнате?

Есть ли алгоритм действий для родителей?

«Волшебные» фразы, помогающие повлиять на подростка?

Для начала не настаивайте, чтобы в комнате ребенка (это же комната ребенка) был порядок, который нравится вам. Разрешите подростку иметь свое «пространство» такое, какое он захочет, в котором он будет чувствовать себя комфортно и безопасно. Иметь свои границы. Через свою комнату ребенок также может «проявлять себя», «реализовывать». А если будете настаивать на «своем порядке», то подростку, чаще всего, захочется поступить наперекор вам. Либо подросток согласится с вами и не будет ничего делать «своего» дома в своей комнате, но тогда имейте в виду, что он найдет, где «проявить» себя вне дома. А оно вам это нужно?

Проведите беседу со своим ребенком, спросите его: что есть для него порядок, что есть для него чистота и что есть уют. Можете попробовать рассказать, что есть для вас порядок, чистота и уют, почему это важно для вас, почему бы вы этого хотели в комнате подростка. Можете попробовать найти компромисс между желаниями ребенка и вашими. Имейте в виду, что возможно у вас с ребенком разные типы личности. И если вы любите закрытое хранение, но все легко при этом находите и помните, где что лежит, то не факт, что вашему ребенку подойдет закрытое хранение. Может быть, ему для того, чтобы о чем-то помнить и не забывать, нужно положить это на вид. А потому ему будет лучше использовать открытое хранение.

С подростком стоит также обсудить моменты безопасности! Я имею в виду, что для хорошего здоровья нужен определенный уровень чистоты (особенно аллергикам).

Можно обсудить моменты тайм-менеджмента: для того, чтобы ребенок успевал то, что для него важно, чтобы у него оставалось больше времени на интересное, в комнате должен быть порядок, чтобы находить вещи быстро и ничего не терять. А вот для этого нужно все организовать и найти каждой вещи свое место. При необходимости данное место маркировать (особенно на первое время).

 

Какие самые распространенные ошибки делают родители, пытаясь научить ребенка порядку и чистоте? Чего ни в коем случае нельзя говорить и делать?

  1. Нельзя ругать, нельзя кричать (так с уборкой постепенно будут связаны негативные эмоции и мысли, и ребенок прибирать не будет, даже став взрослым).
  2. Нельзя обзывать, сначала ребенку обидно, но потом он может смириться и принять ситуацию, как должное: «Да, я свинья! Да, я не прибираюсь. Но вот я такой, какой есть!».
  3. Нельзя все делать за ребенка, нужно делать сначала при нем, потом с ним (читаем статью выше).
  4. Нельзя говорить «Прибери тут немедленно!», а сами никогда не прибирали вместе. Нужно сначала показать, обсудить, что и где хранится и почему.
  5. Нельзя переделывать за ребенком то, что он сделал. Пусть он сделал «неидеально», но он сделал сам. Постепенно, раз от раза, у него будет получаться лучше.
  6. Нельзя все усложнять: старайтесь использовать, как можно более простые системы хранения, чтобы делать, как можно меньше действий.
  7. Нельзя выбрасывать вещи ребенка, даже и если они сломаны. Моя коллега всегда приводит пример про самолетик со сломанным крылом, который хотела мама выбросить, а ребенок вокруг этого самолетика выстраивал всю свою игру: разные спасательные операции. И если бы самолетика не стало, то и игра бы просто «сломалась».

 

Стоит ли платить детям за уборку, мытье посуды и прочие обязанности по дому?

Тут однозначного совета не дам: дети разные, семьи разные, цели, почему вы хотите заплатить за уборку и мытье посуды, могут быть разными.

Например, ваша цель не чтобы было чисто, а чтобы дать ребенку опыт «зарабатывания» денег и потом опыт использования своих «заработанных денег». Это одна история. Но если вы постоянно будете платить детям за то, что они делают дела, которые и вы делаете, которые им потом нужно будет в своей жизни делать постоянно (если только они не наймут себе уборщиц, посудомоек, кухарок и т.д.), то у детей не выработается полезная привычка. Они будут убирать только из-за денег, а не потому, что таким образом вносят полезный вклад в вашу семейную жизнь.

Тут лучше устроить семейный совет, на котором разработать семейные правила, распределить все обязанности в семье между всеми членами семьи. Объяснять, что все эти обязанности – это важно и нужно! Разрешить ребенку ощутить гордость за то, что он полезен всем! Между прочим, и от уборки и мытья посуды можно ощутить удовлетворение и радость, от того, опять же, что ты полезен, от того, что ты что-то сделал хорошо.

 

Приведите, если можно, примеры из своего опыта – как вы приучали детей к порядку, какие возникали трудности, как вы с ними справлялись.

Собственно говоря, практически все, о чем я писала выше, я делала со своими детьми: и тряпочки, и венечки у них свои были, и правила мы писали, и обязанности распределяем, и разговоры вели и ведем.

Трудности, конечно, тоже были. Например, если старшую дочку мне легко удалось научить наводить и поддерживать порядок, то вот со средней дочкой методы, которые я использовала со старшей дочкой, просто не работали. Потому что я не сразу узнала, что есть разные типы личности, что на самом деле универсальных для всех систем хранения не бывает, и что работает с одним ребенком, может не подойти другому. Что, когда проводишь организацию, нужно каждый раз работать индивидуально. Нужно учитывать не только возраст ребенка и его увлечения и предпочтения, но и его характер, темперамент, есть или нет у него, СДВГ или какие-то другие особенности здоровья и нервной системы, а также то, сколько у ребенка занятий, уроков и свободного времени.

Так же была некоторое время сложность в наведении порядка со старшей дочкой, когда она вошла в подростковый период. Но именно беседы по душам, моя помощь в реорганизации комнаты и наполнении комнаты под новые потребности дочки, помогли решить все проблемы.

 

Если есть смешные истории из личного опыта – о том, как дети принимали участие в уборке, и что из этого вышло – расскажите.

Забавная история у меня происходит сейчас с младшим ребенком, сыном Тимофеем, ему 2 года. Он очень любит не разбрасывать вещи, а наоборот, собирать и засовывать в ящики. У него в нашем шкафу есть два нижних ящика с игрушками. Но он в эти два ящика засовывает все, что найдет. И если мы потеряем что-то, то стоит заглянуть сначала в ящики сына. Скорее всего, потерянный предмет там. Также он на кухне снимает с ручки печки полотенце и засовывает в ящик с противнями. Почему-то он решил, что именно там самое место полотенцу. Вот такой у меня помощник!

А вообще, забавных случаев про моих помощников-детей у меня много. Это и реализация частушки «В кухне веник я нашел и квартиру всю подмел, но осталась от него три соломинки всего!», был у нас такой случай. А как-то помыли пол так, как увидели в мультике про моряков: вылили ведро воды на пол и «растерли» её шваброй. Также мои маленькие дети вытирали пол в грязном коридоре кухонной тряпкой и, наоборот, грязной тряпкой вытирали кухонный стол, а однажды грязной тряпкой для обуви протерли все зеркала. После этого, конечно, всегда следовали фразы: «Мама, а здорово я тебе помогла? Правда, я твоя настоящая помощница?». «Конечно, конечно, вы мои настоящие помощницы!» Хвалишь за то, что старалась помочь, потом знакомишь аккуратно с тем, какая тряпочка таки для чего и где именно хранится.

 

Желаю, чтобы в вашем доме был порядок не идеальный, а достаточный для вашего счастья и счастья ваших детей!

И достигался этот порядок с легкостью и позитивом! Счастья всем!

Если вам интересна данная тема, то можете прочитать еще одну мою статью «12 советов по веселой уборке в детской» тут

 

Поделитесь в комментариях ниже, понравилась ли вам моя статья, и напишите свои вопросы по данной теме, чтобы я на них ответила?